>> Главная » Новости » 95 лет Игорю Васильевичу Таланкину!
Вторник, 16 Апр 2024

Notice: Undefined variable: inset2 in /home/mfilm/m-film.ru/docs/templates/gk_gamebox/layouts/blocks/main.php on line 33

95 лет Игорю Васильевичу Таланкину!

E-mail Печать PDF

Исполнилось 95 лет Игорю Васильевичу Таланкину! Моему мастеру во ВГИКе. Непостижимо!

 

«Сережа», «Вступление», «Дневные звезды», «Чайковский»,  «Отец Сергий», «Выбор цели», «Звездопад» -  все знают эти картины.   Ленты его получали премии на кинофестивалях в Венеции, Сан-Себастьяне, Карловых Варах,  входили в шорт-лист «Оскара»… 12 лет, как Игоря  Васильевича нет с нами.

 
Его судьба причудливо и драматично отражала  все зигзаги истории нашего многострадального Отечества.  Эпоха 60-х со светлым лучезарным «Сережей», сделанным в содружестве с Данелией, сменилась суровыми и  трагическими «Дневными звездами»  по книге Берггольц.  Вечная борьба художника и власти катком прошлась по судьбе Таланкина. «Дневные звезды» были сперва запрещены и нещадно исковерканы цензурой. В чудовищно изуродованном виде  фильм был все же выпущен на экраны и показан на кинофестивале в Венеции. Таланкин не смог отстоять свою версию, бороться. Только единицы могли устоять, выдержать натиск чиновников от культуры. Да и власть вела себя, как и всегда, ломая и круша судьбы художников и одновременно заманивая их в ловушку комфорта, званий, привилегий и пр. Очевидно, что история с запретом  фильма о блокаде сломала Таланкина, привела  к компромиссам. Но не собираюсь тут судить Игоря Васильевича. Для меня он был и остается гигантом в кино. Как и почти все в его поколении. Не представляю Таланкина в «карликовом» кино, каким оно стало в 90-е и далее. У него было три друга, по его словам – Бондарчук, Озеров и Данелия. Нехилая компания надо сказать!

 
Таланкин ушел в сферу  психологического кино, абстрактного гуманизма. На всех своих лекциях с нами он проповедовал любовь и внимание к индивидуальности, к человеку. И это уже не было абстрактным. При его несомненной природной доброте, уверяю, он бы убил или выгнал навсегда из мастерской только за малую попытку сделать в наших учебных фильмах или этюдах – то, что сейчас  стало общим местом в кино. Он не выносил непрофессионализма во всех видах. Называл такое творчество самодеятельностью, «Рязанью-16»…  

 
Он заставлял нас тщательно и подробно изучать мировое искусство, кстати у него дома была шикарная библиотека книг по живописи, философии. Несколько стен, заставленных фолиантами со страницами, испещренными пометками. Он призывал нас, студентов, учиться на успехах и ошибках друг друга.  Несомненно он обладал чутьем на  индивидуальность, «лица необщим выраженьем».  Достаточно назвать имена моих сокурсников – Федор Бондарчук, Бахтиер Худойназаров, Иван Охлобыстин, Фархот Абдуллаев, Мумин Шакиров, Александр Баширов, Тигран Кеосаян, Олегас Дитковскис, Мария Ценстрём, Уна Цалме, пришли из армии и влились в наш курс Николай Викторов, Александр Басов, Мурад Ибрагимбеков… Можно по-разному относиться к творчеству и гражданской позиции каждого -  все, безусловно,  разные -  но при этом все индивидуальности, состоявшиеся каждый в своем деле.  Среди  учеников, окончивших до нас мастерскую Игоря Васильевича, знаменитый Карен Шахназаров, режиссер и  глава "Мосфильма".  Да и в нашем поколении студентов соседних мастерских  были еще те имена! Достаточно назвать Ларису Садилову, Гену Сидорова с курса Сергея Герасимова. Ренату Литвинову, Аркадия Высоцкого, Ивана Бирюкова со сценарного… Учиться было интересно…

 
5-й съезд кинематографистов закончил эпоху ВГИКа мастеров-гигантов.  Не дожил до этого Герасимов.  Наверно, к счастью. Бондарчук, Озеров, Таланкин больше не набирали студентов. ВГИК закачался и долго не мог придти в себя, и целые поколения просто «канули» в мятежную неизвестность. «Всякую революцию задумывают романтики, осуществляют фанатики, а плодами пользуются….» известно кто))

 
В 1987 году Таланкину исполнилось 60.  В прежние времена это был бы пышный юбилей в главном зале Дома кино,  речами, цветами и фуршетом… Но времена изменились… Для юбилея Народного артиста, профессора ВГИКа, много лет бывшего в руководстве Союза кинематографистов  СССР, воспитавшего десятки учеников новые начальники и вчерашние коллеги этого же  Союза словно в насмешку выделили скромный, мизерный  зальчик кинотеатра Повторного фильма на улице Герцена с  расшатанными креслами, скрипучими полами, залатанным экраном и отвратительной тусклой проекцией. Это было жестоко, несправедливо. И почти все мы понимали несоразмерность данного мероприятия личности Таланкина. Игорь Васильевич, конечно, возмущался, говоря о переменах: «Пришла шпана, это пена!»… В Повторном показали те же замученные другой властью «Дневные звезды»… Но пришли друзья, Бондарчук со Скобцевой, Озеров, Данелия… Грустно было смотреть на людей, определявших лицо советского кинематографа, которых списали, выбросили на обочину «нового мышления»…

Изменившееся время всех нас разметало кого куда. Система еще действовала по инерции, но энергии и здравого смысла уже не было: страна разваливалась, но меня зачем-то направили снимать диплом на литовскую киностудию, а Федю Бондарчука  - в Молдавию. В Вильнюсе меня встретил мой сокурсник Олегас Дитковскис. На вокзале на наших глазах сдирали огромный портрет Ленина, а когда мы ходили выбирать натуру на старинных улочках города за нами бегал мальчик с игрушечным пластмассовым пулеметом с криками «оккупанты»,  в троллейбусе демонстративно отворачивались, услышав русскую речь, а в ресторанах официанты отказывались обслуживать, делая вид, что  не замечают нашу маленькую компанию, возглавляемую литовцем Дитковскисом… С ужасом мы наблюдали как быстро рухнул советский кинематограф. Каким-то чудом уцелела в профессии наша мастерская почти целиком, пройдя лихие 90-е…

Когда мы вышли на пятый курс, Игорь Васильевич тяжело заболел. И уже не появлялся во ВГИКе. Иногда мы приходили к нему домой... Он умер в жаркое лето, когда Москва погрузилась в смог, 2010 года. Вместе с ним для меня ушла целая эпоха. Я вспоминаю Таланкина и его напарника Ивана Васильевича Уфимцева  каждый день! Каждый! Меня мало волнует чье-либо мнение о Таланкине. Я знаю, что в моей судьбе  и тех, кого он набрал -  Таланкин был поворотным моментом. Счастье, когда в жизни появляется такой человек. И горе – если этого нет. Это был вектор – который реально повернул мою судьбу,  вынув меня из нескольких сотен поступающих абитуриентов 1984 года, и дал ей направление.

© Михаил Косырев-Нестеров, кинорежиссер, продюсер

"Мосфильм" к юбилею И.В.Таланкина организовал выставку.

https://www.mosfilm.ru/news/?ELEMENT_ID=65461

https://www.mosfilm.ru/news/?ELEMENT_ID=1222&ysclid=l8v63lx3h9171382574