Сегодня вечером, в Кинобиблиотеке, показали фильм Mikhail Kosyrev-Nesterov "Океан" (2008), снятый на Кубе совместно с кубинской киностудией. В  кадре - только кубинцы: 3 профессиональных актёра и типажи. Оператор -  Олег Лукичёв, постоянный коллега Михаила и его соавтор. Камера Лукичёва  буквально творит чудеса: и манящий, величественный океан, и нищие лачуги  рыбацкого посёлка, и ветхие дома старой Гаваны - всё прекрасно в этой  киноживописи. Особенность Кубы - яркая, пёстрая, праздничная  нищета. Фиеста с грустным оттенком, смех вперемежку со слезами. Но  непременно очень громкий - на зло всем ветрам, врагам и невзгодам. А  если невзгоды всё-таки одолеют, то можно раздобыть лодку с парусом и  кубинским флагом и отправиться в далёкую страну Беловодье - в загадочную  и богатую Америку, где молочные реки - кисельные берега... И тротуары  вымощены золотом - как рассказывали когда-то деду Джо Дассена,  приплывшему в Штаты из Одессы 16-летним пареньком...
 Когда мне было 7  лет, мама съездила в единственную в своей жизни заграничную поездку -  на Кубу. Из Читы!!! Эта поездка стала для неё самым большим и ярким  событием в жизни, отчасти искупившим тяготы разрыва с отцом. С "Острова  Свободы" она вернулась с массой впечатлений, ворохом фотографий,  туристских буклетов, мешочком кубинских песо, сломанной (не доехала!)  кубинской гитарой, двухрядными (как у И. Муравьёвой в "Карнавале")  роликами и резиновой игрушкой-свистелкой, изображавшей крокодила с  сигарой в зубах, привалившегося к пальме. На игрушке было написано слово  "Havanito" - "маленький гаванец". Несмотря на то, что вид у Хаванито  был подозрительный (этакий хулиган из подворотни, да ещё и навеселе), я  любила с ним играть. А пластинка Маноло дель Валле, которую очень  бережно везла мама, надолго стала одной из самых любимых в нашем доме.
 Когда мама начинала рассказывать о Кубе, это был праздник! Собирались  друзья, моя старшая сестра, соседи - и слушали, затаив дыхание, про эту  волшебную, совершенно другую, тропическую жизнь. Мама тогда чуть не  вышла замуж за кубинца, изучала испанский язык. Но заокеанский кавалер  потребовал, чтобы она оставила детей в Союзе - чужие дети ему были не  нужны. И она "сделала дяде ручкой". Лишь позднее она узнала, какими  горькими разочарованиями и драмами заканчивались "кубинско-советские"  браки. Но Куба, с её тропическим солнцем и цветением, с её океаном и  безбрежностью страстей человеческих осталась для неё раем, сказкой, в  которой нельзя остаться, но которую можно вспоминать и благодарить  судьбу за то, что она была в твоей жизни.
 Спасибо всем создателям этого фильма за то, что дали и мне почувствовать Кубу!
Юлия Анохина
11 июля 2016 г. после показа в Библиотеке киноискусства имени С.М. Эйзенштейна.
https://www.facebook.com/yulia.anokhina.3?fref=hovercard


