Михаил Косырев-Нестеров: "Моя концепция проста - делаю только то, что я хочу"

08.09.2021 22:51
Печать

Художественный фильм "Grand Cancan" режиссера Михаила Косырева-Нестерова завоевал приз на IV кинофестивале "Хрустальный ИсточникЪ" в 2021 году.

Фото: Youtube/ НЕформат - Медиацентр ВГИК
Фото: Youtube/ НЕформат - Медиацентр ВГИК

Картина режиссера Михаила Косырева-Нестерова "Grand Cancan" получает призы на самых престижных кинофестивалях мира. Америка, Италия, Испания, Германия, Великобритания, Австрия – во всех странах отмечают фильм как неординарное кинематографическое явление. Недавно "Grand Cancan" побывал на Кавказе, в городе Ессентуки, на кинофестивале "Хрустальный ИсточникЪ". Фильм, участвовавший в конкурсной программе, навсегда покорил зрителей и впечатлил строгое жюри. Фильму присудили Специальный приз с формулировкой "За яркое воплощение темы: легкий жанр на сцене и драма в жизни" Режиссер картины с удовольствием рассказал о том, как возник замысел этой необычной картины, и как работалось над проектом.

Михаил Косырев-Нестеров – выпускник ВГИКа. Он учился в мастерской Игоря Таланкина, снимал документальное кино в Индии, продюсировал восстановление картины "Через тернии к звездам. Новая версия" Ричарда и Николая Викторовых, был программным директором фестиваля русской кинофантастики в США. В 2008-ом вышел его "Океан", снятый на Кубе, который тогда произвел сильное впечатление, а в 2014-ом - российско-французская "Поездка к матери" с участием Маргариты Тереховой. Это ее последняя по времени работа, когда она была уже очень больна.

"Grand Cancan" - третья полнометражная картина режиссера.


Михаил Косырев — Нестеров на церемонии закрытия "Хрустальный ИсточникЪ" с президентом Эвклидом Кюрдзидисом и артистами Яной и Павлом Ивановым

Михаил, в картине настолько все необычно от первого до последнего кадра. Как все-таки пришла мысль снять такую картину?

Однажды я шел мимо Московского театра оперетты, и настроение у меня было скажем так не очень веселое. Решил зайти в театр и купить билет на спектакль. Скажу честно, был на оперетте всего один раз в жизни - и то, в школьном возрасте, поэтому плохо помнил, какое осталось впечатление от музыкального действа.

В зале погас свет, заиграл живой оркестр, и вдруг я увидел, как артисты поют вживую. Я подумал: "Боже мой, как это невероятно!" Мне захотелось жить!

Вышел из театра воодушевленный, и купил билеты на все спектакли. Кстати, хочу отметить, что билеты на некоторые спектакли просто не достать, их раскупают моментально. Но я посетил все до одного. Понял, как живая музыка, обладающая целебным качеством способна вдохновить и поднять настроение.

Но неожиданно поймал себя на мысли: "А легко ли артистам выходить на сцену, если вдруг что-то произошло в семье? Как можно в таком состоянии петь, танцевать, веселить публику?"

Ведь если разобраться - когда у человека случается несчастье, ему даже говорить тяжело, а тут надо выкладываться по полной программе…

Для меня это стало настоящей загадкой, и через какое-то время уже смотрел на этих артистов как на божество. Начал обдумывать свое знакомство и разговор с молодыми солистами театра - с Павлом Ивановым и его женой Яной Ивановой.

И как они отреагировали на предложение сняться в кино?

Оказалось, что таких предложений у них достаточно много, и поначалу реакция была слабой. Вопрос прозвучавший в духе: "Мальчик хочешь сняться в кино?" - вызвал недоверие. Моей ошибкой было то, что я толком не представился, не назвал свои предыдущие фильмы, поэтому показался слегка странным. Но затем Яна пригласила меня в гости, кстати, она потрясающе готовит. За прекрасным столом состоялся наш разговор, мы поговорили по душам, и я рассказал им о своей концепции.

Артист театра оперетты выходит на сцену, он должен дарить эмоции и радость зрителю, но при этом в данный момент испытывает трагедию. Вопрос такой: "Что он сейчас чувствует? Насколько тяжело справится с потерей и не показать это зрителю?"

Если можно так выразиться - пролез им в душу, и моя концепция понравилась. Но в дальнейшем наше знакомство концепцию немного скорректировало.


На красной дорожке, церемония закрытия "Хрустальный ИсточникЪ". Фото из личного архива режиссера

Вас вот так запросто пустили за кулисы? Артистам было комфортно работать, когда на них все время был нацелена камера?

Все сложилось постепенно. Я пришел к директору театра Владимиру Тартаковскому и сказал, что хочу снять фильм о театре. Поэтому хотелось бы познакомиться ближе с его атмосферой. Директор выслушал меня внимательно, дал согласие на съемки. Вызвал помощника и сказал: "Этому человеку можно ходить везде: на спектакли, на репетиции, за кулисы" Я получил фантастический "Карт-бланш" просто ходить, смотреть и не снимать. Доходило даже до смешного, дирижер театра подумал, что прислали человека, который хочет его подсидеть (смеется). Мне потом рассказывали, что он волновался и спрашивал: "Кто это такой тут все время ходит?"

Но потом я подошел к директору и попросил разрешение снимать. Сразу скажу, что театр оперетты система закрытая, они не любят чужаков, и к съемочной группе привыкали постепенно. Мы с оператором Дмитрием Улюкаевым полтора года каждый день ходили в театр как на работу. Когда я понял, что на нас уже не обращают внимания, начал съемки. Фильм мы сняли достаточно быстро.

И если с ребятами Яной и Павлом работалось легко, то с Леной Зайцевой, игравшей одну из главных ролей, поначалу найти общий язык было трудно. Елена Зайцева - Прима театра, мега звезда, у нее огромное количество поклонников. Честно говоря, подходя к Народной артистке, я робел и терял дар речи.

А потом, по счастливой случайности, у нас оказались общие знакомые, которые дали ей посмотреть мои предыдущие картины "Океан" и "Поездка к матери". После просмотра фильмов Елена подошла ко мне и сказала: "Я посмотрела ваши картины. Я потрясена! Скажите мне, что вы хотите снять? Как вы видите меня в этой роли?"

Мы встретились после съемок и душевно пообщались. Лена рассказала о своей жизни, и у меня окончательно сложилось две истории.

 
Фото: m-film.ru

А вы не боялись, показывая откровенную жизнь за кулисами, разрушить магию актерской игры, магию театрального пространства?

Нет, ее невозможно разрушить, потому что очень трудно понять, как вообще рождается хорошее кино или хороший спектакль. Поверьте, мне это вещи неуловимые. Никто не может понять, как происходит преображение. Как появляется эта самая магия… Зрителю остается только затаить дыхание и наслаждаться!

Как определить жанр фильма?

Когда фильм показали на фестивале в Америке, в Лос –Анжелесе и Нью – Йорке, американцы определили нас почему-то как мюзикл, но я с этим не согласен. Это не мюзикл, а скорее музыкальная драма. Сама профессия актера очень амбициозна, она требует постоянного творческого роста, и, естественно, первые заложники роста - это близкие. Путь успеха невозможно пройти без потерь, и именно история потерь стала объединяющей.

Дальше сюжет требовалось пропустить через себя и додумать множество фактов: что-то убрать или наоборот что-то заострить. Для меня история потерь - это самая настоящая социальная драма.


Кадр из фильма. Фото: kinopoisk.ru

На первый взгляд концепция выглядит немного странной…

Многие не соглашаются с моей концепцией, но мое мнение такое, чтобы стать настоящим актером, нужно что-то отдать, потерять в жизни. И чем сильнее потеря, тем мощнее актер на сцене. Эта убедительность идет от жизненного опыта, от каких-то трагических потрясений.

Извините за не скромный вопрос, а какова ваша цена успеха? Что вы потеряли чтобы стать известным режиссером?

Честно говоря, я не оцениваю себя как успешного режиссера, несмотря на то, что мои фильмы берут главные призы на престижных фестивалях. На данный момент у меня всего три полнометражные картины, и моя концепция проста: "Делаю только, то что я хочу".

Но за это я плачу отсутствием постоянной работы. У меня фильм выходит один раз в шесть лет, правда, я поздно начал снимать. Все остальные предложения, которые меня не устраивают, отметаю, потому что хочется рассказывать зрителю только свои истории. Но это самое сложное в кинопроизводстве – снимать только то, что нравится. Например, заявку "Поездка к матери" четыре раза "отфутболивали" на конкурсе Министерства культуры, и только на четвертый раз дали деньги.


Кадр из фильма. Фото: kinopoisk.ru

У картины "Grand Cancan" море призов на разных американских, европейских, российских фестивалях, но это не гарантия, что я приду в Минкульт и получу финансирование на следующий проект. У меня есть предложение от западных продюсеров, но я не гражданин этих стран, поэтому имеются сложности с законодательством. И потом меня не устраивает давление западного продюсера, когда он начинает диктовать свое условие, влезать в съемочный процесс. Для меня это неприемлемо. Российское финансирование позволяет более свободное плавание.

Зритель видит последний кадр, чувствует, что получил удовольствие от фильма и уходит из зала. А что почувствовали вы, когда прощались с артистами - опустошение или радость, когда все закончилось?

Сложно ответить. Любой режиссер со своим фильмом от замысла до последнего кадра проживает отдельную жизнь. Иногда смотришь на свою предыдущую картину и думаешь: "Господи, как же мне это в голову пришло? Как я осмелился сделать это?" Словно это был совершенно другой человек. Поэтому, когда заканчивается фильм, приходит такое ощущение, что ты совершено другой человек, и к этой картине не имеешь никакого отношения. Все обновляется…

ОРИГИНАЛ СТАТЬИ:
http://www.rewizor.ru/cinema/interviews/mihail-kosyrev-nesterov-moya-kontseptsiya-prosta-delau-tolko-to-chto-ya-hochu/?fbclid=IwAR15XneRn5vbE7AcpKtn87Xu9VDgbzwIVPFVOe2wLSH4SSOzKlDbJbvUYd8